Пластмассовые Bohse: как и почему в Германии из наших Жигулей делали пляжные кабриолеты

Солнце, воздух и вода
К началу восьмидесятых в мире существовало такое явление как пляжный автомобиль — легкая открытая машина для отдыха, созданная на платформе какой-нибудь массовой малолитражки. От исходника такие автомобильчики отличались утилитарным кузовом без жесткой крыши и дверей, благодаря чему машина превращалась в подобие «тележки с колёсами». Citroёn Mehari, Renault Rodeo, Austin Mini Moke – все эти машины объединяла концепция, а также основа – серийный автомобиль малого класса, который использовался в качестве платформы. На фото: Austin Mini Moke 1 / 7 На фото: Citroёn Mehari 2 / 7 На фото: Citroёn Mehari 3 / 7 На фото: Citroёn Mehari 4 / 7 На фото: Citroёn Mehari 5 / 7 На фото: Citroёn Mehari 6 / 7 На фото: Citroёn Mehari 7 / 7 На фото: Citroёn Mehari 1 / 5 На фото: Renault Rodeo 2 / 5 На фото: Renault Rodeo 3 / 5 На фото: Renault Rodeo 4 / 5 На фото: Renault Rodeo 5 / 5 На фото: Renault Rodeo Одним из «родоначальников» подобного типа транспортных средств также является малоизвестный Fissore Scout 127 на основе агрегатов малолитражки Fiat 127. Этот «пляжный» автомобиль со стальной рамой и стеклопластиковым кузовом дебютировал на Туринском автосалоне в 1971 году, а с 1974-го лицевые панели машинки начали штамповать из стали. Изначально Fissore Scout был разработан компанией Maina и носил название Gypsy («Цыган»), однако запустить модель в мелкосерийное производство Франко Майна было не под силу, поэтому выпуском «Цыгана» занялось кузовное ателье Fissore. Интересно, что итальянский «Скаут» по лицензии производили в Италии и Греции, а сама Fissore выпускала необычную машинку до 1982 года. Fissore Scout 127 – итальянский вариант пляжного автомобиля на базе серийной малолитражки Подобные «фан-кары» являлись специфичным и весьма нишевым продуктом, рассчитанным на покупателя из какой-нибудь средиземноморской страны. Ведь обычно пляжные автомобили приобретались жителями курортных городков, поскольку они были доступнее и практичнее традиционных кабриолетов.
Bohse Automobilbau
Иоганн Боозе (Johann Bohse) был высококвалифицированным кузнецом и владел компанией по производству сельскохозяйственной техники. Таким образом, нельзя сказать, что проект Bohse Automobilbau GmbH не запускался «в чистом поле»: в коммуне Дёрпен, что входит в состав района Эмсланд (Нижняя Саксония), Боозе открыл предприятие по мелкосерийному производству открытых фан-каров — пляжных автомобилей для отдыха.
Сначала компания начала выпускать комплекты для доработок VW Golf MKI,получившие название «Ems Blitz». По сути, это были наборы для переделки любого подержанного Гольфа в прогулочное ТС. При этом клиент должен был располагать не только машиной, но и возможностями по её переделке. Причем объем работ был достаточно большим, а выбранный в качестве исходника кузов на деле оказался не самым прочным, вследствие чего после «хирургического вмешательства» жесткость конструкции сильно падала. Рекламная брошюра Bohse Sprinter
Первенца марки Bohse нарекли Sprinter. Видимо, создателя не смутило, что японская компания Toyota к тому времени уже около пятнадцати лет выпускала автомобиль с одноименным названием — как, впрочем, этот факт не сильно расстроил и немецкого же производителя Mercedes, который десятилетием позже выпустил на рынок микроавтобус с таким же именем. 1 / 11 Под названием Sprinter японская компания Toyota несколько десятилетий выпускала автомобили для японского рынка 2 / 11 Под названием Sprinter японская компания Toyota несколько десятилетий выпускала автомобили для японского рынка 3 / 11 Под названием Sprinter японская компания Toyota несколько десятилетий выпускала автомобили для японского рынка 4 / 11 Под названием Sprinter японская компания Toyota несколько десятилетий выпускала автомобили для японского рынка 5 / 11 Под названием Sprinter японская компания Toyota несколько десятилетий выпускала автомобили для японского рынка 6 / 11 Под названием Sprinter японская компания Toyota несколько десятилетий выпускала автомобили для японского рынка 7 / 11 Под названием Sprinter японская компания Toyota несколько десятилетий выпускала автомобили для японского рынка 8 / 11 Под названием Sprinter японская компания Toyota несколько десятилетий выпускала автомобили для японского рынка 9 / 11 Под названием Sprinter японская компания Toyota несколько десятилетий выпускала автомобили для японского рынка 10 / 11 Под названием Sprinter японская компания Toyota несколько десятилетий выпускала автомобили для японского рынка 11 / 11 Под названием Sprinter японская компания Toyota несколько десятилетий выпускала автомобили для японского рынка Впоследствии в Дёрпене решили не продавать киты для переделки, а заниматься модернизацией автомобилей самостоятельно.
Однако для двух с половиной рабочих фирмы Bohse процесс также оказался достаточно сложным и трудоёмким, а еще компания Volkswagen отнюдь не приветствовала подобный «кастомайзинг» своих автомобилей. Видимо, именно поэтому Спринтер оказался поистине штучным товаром: за два года было выпущено всего-то 39 экземпляров открытых автомобилей на базе Гольфа. Ну а отец-основатель марки Bohse был вынужден искать альтернативу: в компании обратили внимание на советскую Ладу пятой модели — один из самых дешевых автомобилей на первичном рынке Германии. Амбициозный предприниматель обратился к местному дилеру Lada с необычным заказом – он захотел приобрести ни много ни мало 5 000 машин! Громкая заявка стала поводом к дальнейшему сотрудничеству двух компаний.
На основе Lada Nova (под таким названием нашу «пятерку» продавали в ФРГ) в Bohse создали свою следующую модель, которая получила громкое и потому забавное название Euro-Star.
«Еврозвезда» была выполнена по тому же незатейливому рецепту, что и первопроходец Sprinter: отрезав все «лишнее» от готового четырехдверного седана, оставшийся каркас прикрыли панелями из стекловолокна. При этом по условиям контракта Боозе не имел права продавать «образовавшиеся» после переделки детали кузова и отдавал их обратно. Переделка Жигулей в «иномарку» осуществлялась в обычных условиях
Разумеется, дизайн (если его можно назвать таковым) Bohse Euro-Star был простейшим – по сути, наружные панели просто скрывали в себе жигулёвский «остов», причем визуальных отличий от Спринтера на базе VW Golf было минимум. Рекламная брошюра Bohse Euro-Star Забавное совпадение: выпуск Bohse Euro-Star начался в том же 1987 году, когда французы сняли с производства свой Citroёn Mehari. Получившуюся машину можно классифицировать как таргу, ведь двухдверный открытый кузов для пущей жесткости сверху снабдили мощной поперечиной, которая соединялась с рамкой лобового стекла с помощью продольной трубы. Таким образом, формально автомобиль получился двухдверным, хотя никаких дверей у него как раз и не было! На фото: Bohse Euro-Star
На случай непогоды конструкторы предусмотрели мягкий верх для задней части, который вместе с аналогичными «дверями» можно было пристегнуть на кузов. 1 / 3 Путем несложных манипуляций кузов машины можно было превратить в «условно закрытый» 2 / 3 Путем несложных манипуляций кузов машины можно было превратить в «условно закрытый» 3 / 3 Путем несложных манипуляций кузов машины можно было превратить в «условно закрытый» Рекламная брошюра Bohse Euro-Star
Немцы официально позиционировали свой автомобиль как четырёх- и даже пятиместный, хотя позади двух «нормальных» передних кресел предусмотрели скорее пародию на заднее сиденье, чем полноценные места для трёх пассажиров. Забавно, что количество мест определялось по наличию или отсутствию третьего ремня безопасности.
В задней части кузова разработчик даже предусмотрел небольшой багажный отсек, который закрывался крышкой. Там же можно было разместить и запасное колесо. В остальном же немецкое творение оставалось обычной «пятеркой» — точнее, ВАЗ-21051, ведь под стеклопластиковым капотом скрывался «копеечный» двигатель 2101 объемом 1,2 литра. При этом Bohse планировал использовать и 1500-кубовый двигатель ВАЗ-2103, а в качестве дополнительного оборудования заявлялась даже автоматическая трансмиссия!
Базовые элементы интерьера вроде панели приборов и даже покрытия пола также были безо всяких изменений взяты от Жигулей. Сами же сиденья по сравнению с «пятеркой» с помощью переходных пластин были сдвинуты примерно на 5 см к центру кузова – скорее всего, по соображениям безопасности. Именно поэтому руль оказался несколько смещен от водителя, который сидел с передним пассажиром, что называется, плечом к плечу. Рудименты кузова и салона ВАЗ-2105 видны, что называется, невооруженным взглядом. В регистрационных документах автомобиль обозначался как Lada Bohse BD60L и имел оригинальный 12-значный код VIN на кузове. В Bohse свою модель строили с учетом тех самых «курортников» — например, из Италии и Франции. Видимо, с учетом низкой цены и специфики назначения такого «фан-кара» их не должны были отпугивать ни архаичность самого «исходника», ни кустарность изготовления «Еврозвезды». Всего же за два года в Дёрпене «перепилили» от 200 до 250 «пятерок», превратив их в Lada Euro-Star 1,2. Реклама Bohse Euro-Star на итальянском языке
Ландо-Лада для Deutsche Lada
Следующей моделью открытого автомобиля Bohse стала модель Safari, которая также использовала в качестве базы советскую Ладу. Правда, уже не заднеприводные Жигули, а более современную переднеприводную «восьмерку», да и доработки на этот раз носили совсем не такой глобальный характер, как ранее.
Что же сделали в Bohse на этот раз? У обычного ВАЗ-2108 в 1990 году отрезали заднюю часть крыши, превратив его таким образом в ландо – то есть, своеобразный полукабриолет с жестким верхом над водителем и передним пассажиром, причем для большей «открытости» в оставшейся части крыши предусмотрели большой люк. Советские автомобилисты впервые увидели фото загадочного «кабриолета» на базе ВАЗ-2108 в апрельском номере журнала За Рулем за 1991 год
Заднюю часть кузова после «хирургии» прикрывали пластиковыми накладками, а для доступа в багажное отделение была предусмотрена небольшая крышка. Вместо крыши над задними пассажирами установили мягкий верх с полупрозрачными «окошками», который в случае необходимости можно было снять вместе с алюминиевыми трубками «поддержки», благодаря чему автомобиль превращался в некоторое подобие кабриолета. Bohse обратил своё внимание на Самару не просто так: на этот раз переделка ВАЗ-2108 в Lada Samara Fun небольшим немецким производителем была выполнена в рамках сотрудничества с импортёром Deutsche Lada. Получившийся автомобиль отличался от стандартной Самары некоторыми элементами отделки, но в остальном «Фан-Лада» выглядела куда более заводским изделием, чем предыдущие модели Bohse. Автомобиль продавался в Германии через дилерскую сеть «Дойче Лады» под названием Lada Samara Fun с сохранением стандартных вазовских эмблем и заводским номером кузова. Впрочем, господин Боозе также торговал переделанными «восьмерками», но… за пределами родной страны. Ведь по условиям контракта с Deutsche Lada на территории Германии этот автомобиль мог продаваться только как Lada, зато в других странах Европы ландо-Лада продавалась и под названием Bohse Safari. 1 / 3 На фото: Bohse Safari, он же Lada Samara Fun 2 / 3 На фото: Bohse Safari, он же Lada Samara Fun 3 / 3 На фото: Bohse Safari, он же Lada Samara Fun По сути, оба автомобиля независимо от названия оставались близнецами, отличаясь только эмблемами, решетками радиатора и люком (стеклянным на Ладе и пластиковым на Bohse). Как и в случае с «Евро-Старом», Bohse Safari получил новый 17-значный номер кузова и официальное наименование Lada Bohse BDS. Причем в Голландии автомобиль производства Bohse обозначался и вовсе как… Lada Samara Taiga. Рекламная брошюра Lada Samara Taiga
Благодаря тому, что Lada Samara Fun продавалась через дилерскую сеть импортёра, эта модель разошлась вдесятеро большим тиражом, чем Bohse Euro-Star. За пару лет было выпущено от 2 500 до 3 200 ландо на базе Самары, причём точное количество изготовленных Bohse Safari неизвестно. Скорее всего, речь идёт максимум о двух сотнях машин.
Относительный рыночный успех ландо вдохновил немцев на аналогичную переделку…. корейского хэтчбека Hyundai Pony. Как и в случае с «восьмеркой», в Bohse просто отрезали заднюю часть кузова и приладили вместо неё мягкий верх. Увы, автомобиль оказался слишком дорогим, вследствие чего в 1992 году было сделано всего десять Bohse Hyundai Pony Cabrio. Bohse Hyundai Pony Cabrio был выполнен по той же схеме, что и ландо на базе Самары (Фото Петера Ольтофа)
Именно ему суждено было стать последней моделью в истории марки Bohse: вследствие не самого оптимального управления компанией производство автомобилей на Bohse Automobilbau GmbH пришлось прекратить. Если обычно машины Bohse Euro-Starпредлагались по 10-13 тысяч немецких марок, то оставшиеся 50 автомобилей пришлось распродать по бросовой цене – около 7000 DM.
Эпилог
Возможно, сегодня идея пляжного автомобиля на базе Лады и её реализация силами Bohse смотрится забавно и даже просто нелепо. Однако следует отдать должное энтузиазму господина Боозе, который целое десятилетие не боялся выходить на пресыщенный западноевропейский рынок с собственным продуктом.
P.S. Чуть позже аналогичный «утилитарно-развлекательный» автомобиль пытались создать и в Тольятти на базе Нивы – историю «Боры» мы как-то подробно вспоминали в отдельном материале.
Автор благодарит Марко Яэтма (Таллинн) за помощь в подготовке материала
ОпросА как вы оцениваете автомобили Bohse? Пляжный автомобиль из ВАЗа – забавная идея! Никогда о них не слышал и очень удивлён! Лучше бы он их не делал… РезультатыPoll Options are limited because JavaScript is disabled in your browser. Пляжный автомобиль из ВАЗа – забавная идея! 49%, 139 139 49% 49% от всех голосовНикогда о них не слышал и очень удивлён! 33%, 93 93 33% 33% от всех голосовЛучше бы он их не делал… 19%, 54 54 19% 19% от всех голосовВсего голосов: 28616.02.2018 × Вы или с вашего IP уже голосовали. Голосовать Пляжный автомобиль из ВАЗа – забавная идея! Никогда о них не слышал и очень удивлён! Лучше бы он их не делал… × Вы или с вашего IP уже голосовали. Результаты
Дополнительно:

Be the first to comment on "Пластмассовые Bohse: как и почему в Германии из наших Жигулей делали пляжные кабриолеты"

Leave a comment

Your email address will not be published.


*


*

code